Рецензия академика РАН ТКАЧУКА В. А.

Заключение по результатам экспертизы учебника С.Ю.Вертьянова «Общая биология» для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений с преподаванием биологии на православной основе

Авторы устранили те мелкие недочеты и замечания, которые были высказаны рецензентами. Однако комиссия не считает возможным рекомендовать Министерству образования и науки РФ присвоить книге гриф учебника. Объясним причины этого.

Под обложкой книги объединилось два взгляда на создание мира и развитие природы: научный, светский и теологический, христианский. Согласно одному из них развитие живого шло от простейшего к сложному путем эволюции, которая охватывает сотни миллионов лет. Основу этого учения заложил Чарльз Дарвин, в настоящее время, дополненное и несколько откорректированное, это учение признается светской наукой. Согласно религиозному, христианскому воззрению, мир был создан за шесть дней, причем все растения и животные существуют в первозданном виде, не подвергаясь эволюции.

Ни то, ни другое воззрение нельзя в настоящее время ни подтвердить, ни опровергнуть. В подавляющем большинстве стран установилась практика излагать в светских школах и вузах научные теории, приводя факты «за» и «против». Учение об одномоментном создании Неба, Земли и всего живого, изложенное в Книге Бытия, излагают или в религиозных школах, или в храмах.

Многие деятели современной науки являются верующими христианами и чтят Книгу Бытия и учение Святых Отцов. Это не мешает им заниматься наукой, которая требует доказательств каждого факта и установления причинно-следственных связей между явлениями. Многие Святые Отцы получили прекрасное научное образование и, ступив на путь служения Вере, не ведут дискуссию с современными научными теориями. Крупные естествоиспытатели, философы и теологи не видят непреодолимой пропасти между наукой и верой. Существует, однако, многовековая традиция разделять веру и жизненный опыт, религиозное учение и научные теории. Особенно важно не смешивать это в головах незрелых, детских. Такова точка зрения ученых, которые ознакомились с этой книгой.

Такую книгу полезно и интересно прочитать взрослому образованному человеку. Он еще раз увидит многие белые пятна в науке и глубину философского прозрения людей из прошлых веков. В любой сфере человеческих знаний, например в математике, есть доказанные теории и есть множество аксиом, над которыми продолжают трудиться лучшие умы.

В школьные учебники попадает. только то, что доказано и не вызывает сомнения ученых. Все предметы школьной программы имеют мировоззренческое значение для наших детей. Но биология имеет еще и прикладное, потребительское значение, т.к. человек сам является частью природы и его пища, одежда, многие лекарства являются продуктами живого. Есть и третья функция учебника по биологии: после прохождения обучения выпускники школы сдают экзамены, на основании которых они могут поступить в другие учебные учреждения для ‘углубления своих познаний. Не вступая в научную и теологическую дискуссию по поводу мироздания и его законов, мы вынуждены обратить внимание автора и издателей на то, что существуют государственные программы и единые требования ко всем школьным предметам. Школьная программа требует, чтобы ребенку был преподнесен светский, научный взгляд на природу, ее эволюцию и законы.

Комиссия по учебникам при Российской академии наук создана для проверки соответствия содержания учебников современной науке. Очевидно, что книга С. Ю. Вертьянова, в которой излагаются как научные, — так и Ветхозаветные взгляды на мир, жизнь и законы бытия, не соответствует этим требованиям. Книга содержит много интересных сведений, написана нетрадиционно, неформально и могла бы служить учебным пособием для школ с преподаванием на православной основе. Это учебное пособие будет полезно также для учителей, преподающих биологию, и для пытливых школьников, желающих знать взгляд на жизнь и законы ее существования не только естествоиспытателей, но и философов, теологов, Отцов Церкви. Такому учебному пособию должно быть предпослано деликатное предисловие, в котором было бы указано на место этой книги в российской образовательной системе и культуре, а также об отношении науки к религии и отношении Православной церкви к современной науке.

Председатель подкомиссии по биологии
Экспертной комиссии РАН по анализу
и оценке научного содержания учебной литературы
при Отделении биологических наук РАН,
академик РАН
В.А.ТКАЧУК