Рецензия академика РАН ТКАЧУКА В. А.

Заключение по результатам экспертизы учебника С.Ю.Вертьянова «Общая биология» для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений с преподаванием биологии на православной основе

Авторы устранили те мелкие недочеты и замечания, которые были высказаны рецензентами. Однако комиссия не считает возможным рекомендовать Министерству образования и науки РФ присвоить книге гриф учебника. Объясним причины этого.

Под обложкой книги объединилось два взгляда на создание мира и развитие природы: научный, светский и теологический, христианский. Согласно одному из них развитие живого шло от простейшего к сложному путем эволюции, которая охватывает сотни миллионов лет. Основу этого учения заложил Чарльз Дарвин, в настоящее время, дополненное и несколько откорректированное, это учение признается светской наукой. Согласно религиозному, христианскому воззрению, мир был создан за шесть дней, причем все растения и животные существуют в первозданном виде, не подвергаясь эволюции.

Ни то, ни другое воззрение нельзя в настоящее время ни подтвердить, ни опровергнуть. В подавляющем большинстве стран установилась практика излагать в светских школах и вузах научные теории, приводя факты «за» и «против». Учение об одномоментном создании Неба, Земли и всего живого, изложенное в Книге Бытия, излагают или в религиозных школах, или в храмах.

Многие деятели современной науки являются верующими христианами и чтят Книгу Бытия и учение Святых Отцов. Это не мешает им заниматься наукой, которая требует доказательств каждого факта и установления причинно-следственных связей между явлениями. Многие Святые Отцы получили прекрасное научное образование и, ступив на путь служения Вере, не ведут дискуссию с современными научными теориями. Крупные естествоиспытатели, философы и теологи не видят непреодолимой пропасти между наукой и верой. Существует, однако, многовековая традиция разделять веру и жизненный опыт, религиозное учение и научные теории. Особенно важно не смешивать это в головах незрелых, детских. Такова точка зрения ученых, которые ознакомились с этой книгой.

Такую книгу полезно и интересно прочитать взрослому образованному человеку. Он еще раз увидит многие белые пятна в науке и глубину философского прозрения людей из прошлых веков. В любой сфере человеческих знаний, например в математике, есть доказанные теории и есть множество аксиом, над которыми продолжают трудиться лучшие умы.

В школьные учебники попадает. только то, что доказано и не вызывает сомнения ученых. Все предметы школьной программы имеют мировоззренческое значение для наших детей. Но биология имеет еще и прикладное, потребительское значение, т.к. человек сам является частью природы и его пища, одежда, многие лекарства являются продуктами живого. Есть и третья функция учебника по биологии: после прохождения обучения выпускники школы сдают экзамены, на основании которых они могут поступить в другие учебные учреждения для ‘углубления своих познаний. Не вступая в научную и теологическую дискуссию по поводу мироздания и его законов, мы вынуждены обратить внимание автора и издателей на то, что существуют государственные программы и единые требования ко всем школьным предметам. Школьная программа требует, чтобы ребенку был преподнесен светский, научный взгляд на природу, ее эволюцию и законы.

Комиссия по учебникам при Российской академии наук создана для проверки соответствия содержания учебников современной науке. Очевидно, что книга С. Ю. Вертьянова, в которой излагаются как научные, — так и Ветхозаветные взгляды на мир, жизнь и законы бытия, не соответствует этим требованиям. Книга содержит много интересных сведений, написана нетрадиционно, неформально и могла бы служить учебным пособием для школ с преподаванием на православной основе. Это учебное пособие будет полезно также для учителей, преподающих биологию, и для пытливых школьников, желающих знать взгляд на жизнь и законы ее существования не только естествоиспытателей, но и философов, теологов, Отцов Церкви. Такому учебному пособию должно быть предпослано деликатное предисловие, в котором было бы указано на место этой книги в российской образовательной системе и культуре, а также об отношении науки к религии и отношении Православной церкви к современной науке.

Председатель подкомиссии по биологии
Экспертной комиссии РАН по анализу
и оценке научного содержания учебной литературы
при Отделении биологических наук РАН,
академик РАН
В.А.ТКАЧУК

Please wait while flipbook is loading. For more related info, FAQs and issues please refer to DearFlip WordPress Flipbook Plugin Help documentation.