Рецензия д.б.н. Балановской Е. В.

РЕЦЕНЗИЯ на учебник «ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений с преподаванием на православной основе (С.Ю. Вертьянов, под. ред. М.Г. Заречной). М. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2005 г.

Учебник обладает рядом достоинств и преимуществ перед другими учебниками общей биологии.
В нем на высоком научном уровне изложены современные знания о биологии — на молекулярном, клеточном, организменном, популяционном и надпопуляционном уровнях организации материи. Но хотелось бы подчеркнуть главное, как мне кажется, достоинство рецензируемого учебника — его методические аспекты, благодаря которым школьники не просто заучивают биологические термины, а учатся думать и постигать науку о жизни.

Обычно из учебника в учебник кочуют стандартные схемы изложения. Абстрактные схемы иллюстрируются несколькими примерами, которые вместе со схемами школьникам приходится заучивать. В результате наука о жизни становится мертвым материалом. Однако авторам этого учебника удалось избежать такого выхолащивания. Собрав множество примеров, они сумели их сделать их не просто перечнем фактов, не просто иллюстрацией некоей теоретической схемы. Они создают тот контекст, в котором рождается понимание, осмысление, вместо скучной схемы — перед школьником предстает реальное биологическое многообразие. Такой учебник учит думать. Прекрасные иллюстрации подобраны не просто со вкусом — они создают тот образный ряд и настрой, благодаря которому школьник не только легко запоминает материал, но и учится относиться к живым существам не потребительски.

В этом, конечно, благотворно сказался православный взгляд авторов на мир. Но такое отношение к природе столь необходимо не только для школ с православным уклоном. Так что можно быть уверенным, что учебник найдет широкий отклик и среди преподавателей обычных общеобразовательных школ. Тем более, что авторы не навязывают свое видение живого мира — а предлагают задуматься над возможными объяснениями его многообразия.

В связи с этим особенно ярок раздел «Происхождение жизни». Авторы последовательно излагают и сами теории становления и развития жизни на Земле, и гипотезы, и факты им противоречащие. Такое внимательное рассмотрение и научных мифов, и строго доказанных научных фактов делает этот учебник очень важным не только для общеобразовательных школ -— он дает возможность и студентам ВУЗов ознакомиться с нестандартным взглядом на возникновение разнообразия жизни. Научный подход авторов проявляется в том, что они подводят своего читателя к той черте, где кончаются факты микроэволюции и начинаются гипотезы макроэволюции. Для будущих переизданий этого учебника хотелось бы посоветовать авторам отразить в нем и новые попытки объяснения эволюции, например, Ю.П. Алтухова, Н.Н. Воронцова, В.А. Геодакяна, а также новые данные молекулярной генетики. Именно множество гипотез эволюции создает необходимый контекст, позволяющий отграничить то, что можно познать с помощью науки, а что является областью веры.

При этом учебник следует школьной программе. Он дает необходимые познания для поступления в ВУЗы. В то же время он впервые позволяет людям не разделяющим — или не полностью разделяющим — материалистический взгляд на жизнь, получить современные научные представления о биологии. Несомненно, что такой учебник найдет широкую аудиторию заинтересованных читателей не только среди школьников и студентов.

Доктор биологических наук,
заведующий лаборатории популяционной генетики человека
Государственного учреждения Медико-генетический научный центр
Российской академии медицинских наук
Е.В. Балановская

Please wait while flipbook is loading. For more related info, FAQs and issues please refer to DearFlip WordPress Flipbook Plugin Help documentation.