РЕЦЕНЗИЯ на учебник С.Ю. Вертьянова «Общая биология» для 10-11 класса общеобразовательных учреждений
Актуальность. Современное мировоззрение общества Российской Федерации находится на перепутье восприятия и осмысления Мироздания, вопросы которого всегда волновали и будут волновать человечество. Учебник С. Ю. Вертьянова «Общая биология» является прогрессивным, так как дает возможность откровенного осмысления противоречий и доказательств двух теорий развития жизни на Земле: в процессе эволюции (по Ч. Дарвину) и в результате сотворения (согласно Библии).
Новизной является то, что впервые в современном учебнике откровенно излагаются две теории о жизни на Земле с позиции учения Дарвина и креационизма, преимущество которой подтверждается доказательствами 0 — несостоятельности общепринятой — теории макроэволюции.
Практическая значимость. Честное освещение вопроса о двух теориях сотворения Мира и фальсификации — прошлых «научных подходов» для доказательства теории эволюции, раскрывают понятие о недопустимости давления на ученых или о преимуществе развития только одного направления научной мысли, о недопустимости сокрытия научных фактов и результатов исследований, которые идут вразрез с устоявшимися традиционными взглядами. Это необходимо знать для развития и формирования нового поколения. Для научного мышления теория эволюции заслуживает внимание как развитая гипотеза, а не как неоспоримая догма. Для формирования всесторонне развитой личности необходимо развивать умение сопоставлять различные предположения, теории и гипотезы и методом — согласованности самостоятельно определять какие из них больше соответствуют фактам.
Альтернативный материал двух мировоззрений отвечает современным — воспитательным и — образовательным — требованиям, необходимым — Для формирования всесторонне — развитой высоконравственной личности.
Учебник оформлен в классическом стиле, состоит из введения и пяти разделов:
I. Клетка — единица живого. Включает три главы: Химические основы жизни, Строение и функция клетки. Метаболизм -— основа жизнедеятельности клетки.
II. Размножение и развитие организмов. Состоит из 2-х глав.
III. Основы генетики и селекции. Состоит из трех глав: Закономерности наследования признаков. Изменчивость и ее закономерности. Основы селекции.
IV. Происхождение жизни. Состоит из пяти глав: Изменения в популяциях и приспособленность организмов. Гипотеза эволюции и сотворение мира. Биостратиграфия. Возникновение жизни на земле. Происхождение человека.
V. Жизнь и среда обитания. Включает две главы: Основы экологии. Основы учения о биосфере. Завершает учебник приложение и предметный указатель. В учебнике в изложении на высоком уровне и с хорошими иллюстрациями преподносится обширный — материал, — который воспринимается с большим интересом. Однако преподавание данного курса на высоком уровне требует подготовки квалифицированных преподавателей.
Эволюционные теории и идеи в учебнике С. Ю. Вертьянова представлены широко и подробно с учетом новейших достижений науки. Корректное изложение двух альтернативных точек зрения на происхождение и развитие жизни, дают возможность формирования самостоятельного критического мышления.
Достижения современной науки, ее основные направления изложены в учебнике ясно. Дается более богатый фактический материал с глубоким системным анализом, что выделяет его из существующих российских учебников. Раскрывается сложность поиска научной истины, системы научных доказательств (прямых и косвенных) на примере объективного рассмотрения истории развития научных представлений о происхождении жизни на Земле, о закономерностях изменения окружающего нас мира.
Высокий уровень материала учебника, мы надеемся, будет способствовать расширению кругозора и повышению интереса к изучению биологии, научно-исследовательскому мышлению, необходимости осмысления полученных знаний в повседневной жизни для выбора норм и форм поведения, бережному отношению к окружающему миру с высокой оценкой его значения и ответственности за его сохранения в первозданной красоте и чистоте.
Материал учебника несет в себе высокий нравственный потенциал развития личности, что необходимо для преодоления нравственного кризиса российского общества, но и возлагает большую ответственность на преподавателей биологии.
Учебник С. Ю. Вертьянова «Общая биология» по актуальности, научной новизне и практическому значению необходим на современном этапе. На основании выше изложенного мы считаем, что данному труду может быть присвоен гриф основного учебника по биологии или в качестве учебника по углубленному изучению биологии.
Желательно, чтобы учебник С.Ю. Вертьянова «Общая биология» был включен в Федеральный перечень учебно-методических изданий, допущенных и рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в общеобразовательных учреждениях.
Докт. мед. наук, проф.,
зав. отд. эксп. медицины
Уразметова М.Д.
Канд. биол. наук,
ст.н.с., ведущий иммунолог
Залялиева М.В.
Ученый секретарь ИИ АН РУз
д.м.н., профессор
Батырбеков А.А.