Рецензия д.м.н., профессора Уразметовой М. Д.

РЕЦЕНЗИЯ на учебник С.Ю. Вертьянова «Общая биология» для 10-11 класса общеобразовательных учреждений

Актуальность. Современное мировоззрение общества Российской Федерации находится на перепутье восприятия и осмысления Мироздания, вопросы которого всегда волновали и будут волновать человечество. Учебник С. Ю. Вертьянова «Общая биология» является прогрессивным, так как дает возможность откровенного осмысления противоречий и доказательств двух теорий развития жизни на Земле: в процессе эволюции (по Ч. Дарвину) и в результате сотворения (согласно Библии). 

Новизной является то, что впервые в современном учебнике откровенно излагаются две теории о жизни на Земле с позиции учения Дарвина и креационизма, преимущество которой подтверждается доказательствами 0 — несостоятельности общепринятой — теории макроэволюции. 

Практическая значимость. Честное освещение вопроса о двух теориях сотворения Мира и фальсификации — прошлых «научных подходов» для доказательства теории эволюции, раскрывают понятие о недопустимости давления на ученых или о преимуществе развития только одного направления научной мысли, о недопустимости сокрытия научных фактов и результатов исследований, которые идут вразрез с устоявшимися традиционными взглядами. Это необходимо знать для развития и формирования нового поколения. Для научного мышления теория эволюции заслуживает внимание как развитая гипотеза, а не как неоспоримая догма. Для формирования всесторонне развитой личности необходимо развивать умение сопоставлять различные предположения, теории и гипотезы и методом — согласованности самостоятельно определять какие из них больше соответствуют фактам. 

Альтернативный материал двух мировоззрений отвечает современным — воспитательным и — образовательным — требованиям, необходимым — Для формирования всесторонне — развитой высоконравственной личности.

Учебник оформлен в классическом стиле, состоит из введения и пяти разделов: 
I. Клетка — единица живого. Включает три главы: Химические основы жизни, Строение и функция клетки. Метаболизм -— основа жизнедеятельности клетки.
II. Размножение и развитие организмов. Состоит из 2-х глав.
III. Основы генетики и селекции. Состоит из трех глав: Закономерности наследования признаков. Изменчивость и ее закономерности. Основы селекции.
IV. Происхождение жизни. Состоит из пяти глав: Изменения в популяциях и приспособленность организмов. Гипотеза эволюции и сотворение мира. Биостратиграфия. Возникновение жизни на земле. Происхождение человека.
V. Жизнь и среда обитания. Включает две главы: Основы экологии. Основы учения о биосфере. Завершает учебник приложение и предметный указатель.  В учебнике в изложении на высоком уровне и с хорошими иллюстрациями преподносится обширный — материал, — который воспринимается с большим интересом. Однако преподавание данного курса на высоком уровне требует подготовки квалифицированных преподавателей. 

Эволюционные теории и идеи в учебнике С. Ю. Вертьянова представлены широко и подробно с учетом новейших достижений науки. Корректное изложение двух альтернативных точек зрения на происхождение и развитие жизни, дают возможность формирования самостоятельного критического мышления. 

Достижения современной науки, ее основные направления изложены в учебнике ясно. Дается более богатый фактический материал с глубоким системным анализом, что выделяет его из существующих российских учебников. Раскрывается сложность поиска научной истины, системы научных доказательств (прямых и косвенных) на примере объективного рассмотрения истории развития научных представлений о происхождении жизни на Земле, о закономерностях изменения окружающего нас мира. 

Высокий уровень материала учебника, мы надеемся, будет способствовать расширению кругозора и повышению интереса к изучению биологии,  научно-исследовательскому мышлению, необходимости осмысления полученных знаний в повседневной жизни для выбора норм и форм поведения, бережному отношению к окружающему миру с высокой оценкой его значения и ответственности за его сохранения в первозданной красоте и чистоте.

Материал учебника несет в себе высокий нравственный потенциал развития личности, что необходимо для преодоления нравственного кризиса российского общества, но и возлагает большую ответственность на преподавателей биологии.

Учебник С. Ю. Вертьянова «Общая биология» по актуальности, научной новизне и практическому значению необходим на современном этапе. На основании выше изложенного мы считаем, что данному труду может быть присвоен гриф основного учебника по биологии или в качестве учебника по углубленному изучению биологии.

Желательно, чтобы учебник С.Ю. Вертьянова «Общая биология» был включен в Федеральный перечень учебно-методических изданий, допущенных и рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в общеобразовательных учреждениях. 

Докт. мед. наук, проф.,
зав. отд. эксп. медицины
Уразметова М.Д.

Канд. биол. наук,
ст.н.с., ведущий иммунолог
Залялиева М.В.

Ученый секретарь ИИ АН РУз
д.м.н., профессор
Батырбеков А.А.

Please wait while flipbook is loading. For more related info, FAQs and issues please refer to DearFlip WordPress Flipbook Plugin Help documentation.