Рецензия д.б.н., профессора Рубцова А. М.

РЕЦЕНЗИЯ на учебник ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений с преподаванием биологии на православной основе (С.Ю. Вертьянов, под. ред. М.Г. Заречной). М., Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2005 г. — 352 с. 

Среди имеющихся в настоящее время учебников по общей биологии для средней школы учебник С.Ю. Вертьянова является, с моей точки зрения, одним из самых удачных. Не будучи специалистом в вопросах богословия, я не берусь обсуждать, критиковать или опровергать предлагаемую автором интерпретацию научных фактов с позиций православной церкви, а остановлюсь только на самих фактах и характере их изложения в учебнике. 

Структура учебника и последовательность предлагаемого школьникам материала очень разумны и логичны. Автор начинает учебник со знакомства с химическим составом живых клеток, рассматривает основные классы неорганических и органических веществ, их строение и выполняемые ими функции. Далее он переходит к клеточному и субклеточному строению живых организмов, сравнению строения клеток представителей разных царств, основным закономерностям обмена веществ, способам деления клеток, типам размножения и развития организмов. Вполне логично первые три раздела учебника завершает знакомство с закономерностями наследования признаков. Изменчивостью организмов и применением накопленных наукой знаний в этих областях биологии в сельскохозяйственной практике и биотехнологии. Таким образом, в первой части учебника школьнику на достаточно высоком уровне предоставляются знания, необходимые и достаточные как для знакомства с современным состоянием рассматриваемых вопросов, так и для полноценного понимания последующих разделов. 

В разделе, посвященном происхождению жизни, с разных позиций рассматриваются современные взгляды и гипотезы о возникновении жизни на Земле и сё эволюционном развитии, а также вопросы антропогенеза. Несмотря на критику многих открытых наукой закономерностей, автор полно и подробно излагает известные факты, привлекая, в том числе и самые современные данные (например, данные об «У-хромосомном Адаме» и «митохондриальной Еве»). На высоком и современном уровне автор знакомит школьников и с основами экологии и учения о биосфере.

Таким образом, работая с учебником, школьник знакомится с разными уровнями организации материи, начиная с молекул и макромолекул, клеток, организмов и их популяций, и заканчивая над организменными (экосистемным и биосферным), а также с основными закономерностями функционирования живых систем на этих уровнях.

Следует отметить, что учебник богат, но не перегружен фактическим материалом, достижения современной науки в нем изложены четко и ясно, хорошим языком, с множеством примеров, книга прекрасно иллюстрирована, легко читается, что безусловно облегчает понимание и запоминание материала. Можно также подчеркнуть, что учебник полностью соответствует имеющейся в настоящее время программе по биологии для поступающих в высшие учебные заведения (в частности, в Московский государственный университет), поэтому его можно рекомендовать абитуриентам для подготовки к вступительным экзаменам по биологии в ВУЗы (при условии достаточно осмысленного и критического отношения читателя к толкованию и интерпретации автором некоторых фактов).

Доктор биологических наук,
профессор биологического факультета
МГУ им. М.В. Ломоносова,
Председатель жюри заключительного этапа
Всероссийской олимпиады школьников по биологии,
член жюри Международной биологической олимпиады
А.М. Рубцов

Please wait while flipbook is loading. For more related info, FAQs and issues please refer to DearFlip WordPress Flipbook Plugin Help documentation.